РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ
* Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
* Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
* Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
* Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
* Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
* Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
* Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс
Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:
· самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
· настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);
· инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);
· организованность;
· сформированность культурно-гигиенических навыков;
· волевая регуляция поведения («сила воли»);
· рефлексия.
Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:
Развитие мышления:
Развитие мышления:
· умение выделять главное и обобщать;
· умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
· умение сравнивать;
· умение рассуждать;
· умение делать выводы;
· умение доказывать.
Развитие памяти:
· умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
· умение организовать процесс воспроизведения;
· умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.
Развитие внимания:
· произвольность внимания;
· устойчивость внимания в течение урока.
Развитие речи:
· понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;
· использование сложных речевых конструкций;
· связное изложение своих мыслей;
· умение доказать свою мысль;
· достаточный словарный запас;
грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).
Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс
Общие требования, касающиеся общения:
· умение сочувствовать и сопереживать;
· уважение ко всем людям;
· неагрессивность;
· открытость в общении;
· умение дать и принять обратную связь;
· способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
Общение со сверстниками:
· умение работать в группе, в паре;
· умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
- приветливость, доброжелательность,
- умение считаться с мнением сверстников,
- умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;
· умение разрешать конфликты мирным путем.
Общение с классным руководителем, учителями:
· умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
· отсутствие боязни учителя;
· уважение к учителю.
Соблюдение социальных и моральных норм:
· способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;
· понимания смысла норм и правил поведения;
· понимание необходимости принятия правил;
· соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
Отношение ученика к себе:
· положительное восприятие себя;
· отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
· способность действовать независимо;
умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).
Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс
1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть:
· ученику интересны изучаемые предметы;
· ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;
· ученику нравится процесс получения знаний.
2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).
Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся пятых классов
- На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы,учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
- Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную оценку.
- Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
- Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
- Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
- При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
- При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.
Алгоритм работы по профилактике дезадаптации:
- Чаще называть ребенка по имени.
- Чаще хвалить в присутствии других детей.
- Использовать только методы положительного стимулирования.
- Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
- Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
- Старайтесь уважительно относиться к потребности ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий