Адаптация 5-классников





РЕКОМЕНДАЦИИ  ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

* Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
* Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
* Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
* Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
*  Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
*  Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и  т. д.).
*  Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс

 Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:

·        самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

·        настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);
·        инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);
·        организованность;
·        сформированность культурно-гигиенических навыков;
·        волевая регуляция поведения («сила воли»);
·        рефлексия.

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:
Развитие мышления:
·        умение выделять главное и обобщать;
·        умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
·        умение сравнивать;
·        умение рассуждать;
·        умение делать выводы;
·        умение доказывать.
 Развитие памяти:
·        умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
·        умение организовать процесс воспроизведения;
·        умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.
 Развитие внимания:
·       произвольность внимания;
·       устойчивость внимания в течение урока.
 Развитие речи:
·       понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;
·       использование сложных речевых конструкций;
·       связное изложение своих мыслей;
·       умение доказать свою мысль;
·       достаточный словарный запас;
грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

 Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс
 
Общие требования, касающиеся общения:
·        умение сочувствовать и сопереживать;
·        уважение ко всем людям;
·        неагрессивность;
·        открытость в общении;
·        умение дать и принять обратную связь;
·        способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
 Общение со сверстниками:
·        умение работать в группе, в паре;
·        умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
- приветливость, доброжелательность,
- умение считаться с мнением сверстников,
- умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;
·        умение разрешать конфликты мирным путем.
 Общение с классным руководителем, учителями:
·        умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
·        отсутствие боязни учителя;
·        уважение к учителю.
 Соблюдение социальных и моральных норм:
·        способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;
·        понимания смысла норм и правил поведения;
·        понимание необходимости принятия правил;
·        соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
 Отношение ученика к себе:
·        положительное восприятие себя;
·        отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
·        способность действовать независимо;
умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).

Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс

1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то     есть:
·        ученику интересны изучаемые предметы;
·        ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;
·        ученику нравится процесс получения знаний.

2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).









Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся пятых классов


  1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы,учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
  2. Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную оценку.
  3. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
  4. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
  5. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
  6. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
  7. При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.

Алгоритм работы по профилактике дезадаптации:

  1. Чаще называть ребенка по имени.
  2. Чаще хвалить в присутствии других детей.
  3. Использовать только методы положительного стимулирования.
  4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные  оценки «шкалы роста» самого ребенка.
  5. Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
  6. Старайтесь уважительно относиться к потребности ребенка.


Для родителей


Комментариев нет:

Отправить комментарий